Реаль-Альто
Дата публикации: 10.07.2025
- Регион:
- Северные Анды
- Хронологические рамки:
- 5500–3500 л. н.
- Координаты:
- -2,54
-80,47
РЕÁЛЬ-ÁЛЬТО — поселение культуры Вальдивия, относящееся к Раннеформативному периоду. Памятник содержит разнообразные археологические свидетельства), демонстрирующие переход к оседлости и производящему хозяйству на эквадорском побережье.

Ил. 1. Карта распространения памятников культуры Вальдивия

Ил. 2. Реаль-Альто. План раскопов и траншей.
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке.

Ил. 3. Реаль-Альто. Работа с керамической коллекцией 2014 г. В центре — Х. Г. Маркос.
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке

Ил. 4. Реаль-Альто. Фрагмент ранней вальдивийской керамики.
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке
Ил. 5. Реаль-Альто. Терочная плита и курант (mano y metate).
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке

Ил. 6. Реаль-Альто. Каменная фигурка.
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке

Ил. 7. Реаль-Альто. Фрагмент керамической фигурки.
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке
Ил. 8. Реаль-Альто. Погребение №1, 2015 г.
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке
Ил. 9. Реаль-Альто. Погребение №2, 2015 г.
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке
РЕÁЛЬ-ÁЛЬТО (исп. Real Alto) — поселение культуры Вальдивия, относящееся к Раннеформативному периоду (5500–3500 л. н.). Памятник содержит разнообразные археологические свидетельства (следы жилищных и ритуальных конструкций, погребения, керамический материал, каменные орудия, изделия из раковин и кости), демонстрирующие переход к оседлости и производящему хозяйству (процесс неолитизации) на эквадорском побережье.
Расположение
Археологический памятник находится между населенными пунктами Эль-Реаль, Печиче и Манантиаль, в бассейне реки Верде, в 1,5 км от побережья Тихого океана в провинции Санта-Элена (Эквадор) (Ил. 1).
Хронология
Реаль-Альто (GSECh-012) является опорным памятником культуры Вальдивия (Раннеформативный период — 5500–3500 л. н.) и состоит из всех восьми последовательно представленных фаз ее развития, следов оригинального раннекерамического комплекса Сан-Педро, а также предшествующего докерамического горизонта (культура Лас-Вегас (Архаический период — 10 800–6600 л. н.) и горизонта последующей культуры Среднеформативного периода (Мачалилья).
История открытия
Памятник был открыт (и назван «Реаль-Альто») эквадорским археологом Хорхе Габриэлем Маркосом в августе 1971 г. в ходе разведки [Marcos 2015]. В январе 1972 г. Х. Г. Маркос с группой ассистентов из Приморского политехнического университета (Escuela Superior Politécnica del Litoral, ESPOL, город Гуаякиль) произвел съемку местности, составил общий план местонахождения, определил его приблизительную площадь (более 12 га) и собрал с поверхности большую коллекцию артефактов (керамика, камень, кость, раковины), обращая внимание в первую очередь на скопления диаметром 4 м и более. Эти материалы подробно изучались в 1972–1973 гг. и позволили исследователю аргументировано утверждать, что памятник Реаль-Альто является уникальным комплексом раннеземледельческой культуры Вальдивия [Estrada 1956], на котором представлены все восемь фаз (Вальдивия I–VIII) ее развития [Hill 1972–1974]. Присутствие более поздних культур (Мачалилья — 3500–3000 л. н., Гуангала — 2200–1600 л. н.) было минимальным (не более 0,1% от общего числа находок), территория памятника практически не подвергалась антропогенному влиянию в последующие периоды вплоть до настоящего времени, поэтому памятник Реаль-Альто является уникальной площадкой для проведения исследований Раннеформативного периода.
Проекты 1970–1990-х гг.
Первый полноценный археологический проект на памятнике был реализован в 1974–1975 гг. совместной эквадорско-американской экспедицией под эгидой Иллинойского университета (США) и при руководстве американского археолога, одного из основоположников современной тропической археологии, Д. Лэтрапа. При выборе методики раскопок участники проекта ориентировались на успешный опыт изучения поселений с большими площадями, полученный на памятниках культур Миссисипи и Хоупвелл в Северной Америке. Эта методика предусматривала закладку серии траншей и расширение их на участках обнаружения концентрации археологического материала, с фиксацией жилищных конструкций, погребений, рабочих площадок и т. д. Основным способом разборки культурного слоя были так называемые бритвенные зачистки (последовательное снятие тонких пластов грунта с помощью остро наточенных лопат или совков), которые, по мнению исследователей, позволяли фиксировать следы жилищных конструкций и насыпей.
Всего на Реаль-Альто было заложено три траншеи — А, В и С (Ил. 2). Места для траншей А и С были выбраны с учетом наиболее возвышенных частей памятника, а для траншеи В — в центральной части памятника, где визуально просматривалась площадка (plaza), ограниченная несколькими искусственными земляными насыпями (платформами). Раскопки (траншеи А и В) выявили на памятнике серию жилищных конструкций (в том числе и неоднократно обновленных, что фиксируется по столбовым ямкам), хозяйственные ямы и площадки, очаги вне жилищ, несколько крупных земляных насыпей (маундов) со следами ритуальных сооружений, одиночные захоронения (более 100), а также некрополь местной элиты с центральным женским погребением в сопровождении нескольких принесенных в жертву соплеменников. Кроме того, была собрана внушительная коллекция артефактов из камня (орудия, терочники), раковин и массовый керамический материал (фрагменты сосудов, антропоморфные и зооморфные фигурки, украшения, ритуальная маска).
Следующий этап исследований связан с работой еще одной американской экспедиции под руководством Джонатана Дэмпа и разборкой траншеи С в 1975–1977 гг. В частности, было установлено, что северо-восточный участок памятника документирует наиболее ранний период существования поселения на Реаль-Альто — фазы I–II культуры Вальдивия (5500–4700 л. н.) — в пользу этого свидетельствуют мощность культурных отложений (более 1 м) и самые древние даты, полученные по углю традиционным методом в нижних горизонтах траншеи С: 5495±200 и 5260±256 л. н. [Damp, Vargas 1995].
По итогам исследований 1970-х гг. в истории Реаль-Альто были условно выделены три значимых этапа его эволюции: (1) небольшой поселок ранних земледельцев, охотников и собирателей; (2) крупный региональный центр и, наконец, (3) крупный церемониальный центр. По мнению эквадорских и североамериканских археологов, роль крупного регионального, а затем и ритуального центра памятник начинает выполнять с фазы III (ок. 4 тыс. л. н.) [Lathrap et al. 1977; Marcos 2003].
В течение 1980–1990-х гг. специалисты ESPOL производили незначительные работы (серия шурфов) на памятнике и мониторинг состояния. В связи с прокладкой новой автомагистрали основная часть памятника была огорожена и взята под охрану Министерства культурного наследия Эквадора. С 1988 г. на памятнике открыт музей «Реаль-Альто» с лабораторией, жилыми помещениями и конференц-залом (сайт музея: https://complejoculturalrealalto.org).
Работы российской экспедиции
В 2014–2015 гг. и в 2017 гг. на Реаль-Альто производила исследования Российская археологическая экспедиция (Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток и Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск) [Попов и др. 2016; Табарев и др. 2015а, 2015б; Tabarev et al. 2019]. В северо-восточной части памятника (недалеко от траншеи С) серией раскопов и двумя траншеями была вскрыта площадь более 100 кв. м, полученные археологические, антропологические и фаунистические материалы позволили сделать существенные уточнения о культурной динамике на археологическом памятнике (Ил. 3).
Максимальная мощность культуросодержащих отложений составляет 1,1 м, в стратиграфической колонке выделено 4 слоя — слои 1–3 иллюстрируют фазы I–II культуры Вальдивия, а подстилающий их без разрыва слой 4 — бескерамический период, предварительно отнесенный к культуре Лас-Вегас. Из самой верхней части бескерамического горизонта получена дата 5800±30 л. н. — наиболее древняя для памятника Реаль-Альто на сегодняшний день. По всему разрезу прослеживается присутствие створок морских и мангровых раковин (в основном Cerithidea valida и Anadara similis), мелкие фрагменты костей млекопитающих и птиц, что подтверждает комплексный характер экономики ранней Вальдивии — культивация маиса в сочетании с охотой и собирательством с акцентом на акватические ресурсы.
Керамический комплекс (более 5,5 тыс. находок) практически полностью состоит из фрагментов сосудов, принадлежащих к ранним фазам (I–II) культуры Вальдивия. Основной массив представлен обломками типичных ранневальдивийских форм — горшковидными сосудами и широкими мисками с отогнутой внутрь или наружу кромкой венчика с характерными видами декора (заштрихованными трапециями или треугольниками, шевронами, меандрами и т. д.) (Ил. 4). Дополнительный аргумент — серия из трех дат, полученных методом AMS по углю и нагару на керамике для средней (наиболее насыщенной) части культуросодержащих отложений — 4450±30, 4490±30 и 4620±30 л. н. [Tabarev et al. 2016]. Это несколько моложе дат, декларированных исследователями для ранних фаз культуры Вальдивия по раскопкам 1970–1980-х гг. (5495±200 и 5260±256 л. н.) и полученных традиционным методом с существенным значением погрешности. Новые даты представляются более корректными, но, безусловно, требуют дальнейшего подтверждения.
Каменный инвентарь (ок. 17 тыс. единиц) был предварительно разделен на 14 категорий, которые отражают ведущие технологии обработки (колотые гальки, галечные нуклеусы, галечные отщепы, дебитаж), орудийный набор (отбойники, скребки, проколки, сверла) [Kanomata et al. 2019], варианты терочных плиток и курантов (Ил. 5), а также отдельные находки кусочков красящего пигмента (красный, желтый, белый, оранжевый) и небольших галек из мягкого камня (заготовки антропоморфных фигурок) (Ил. 6). Предварительный трасологический анализ позволил выделить инструменты для обработки дерева, раковин и шкур животных. Анализ каменной индустрии ранней Вальдивии приводит к весьма важному наблюдению: ее технико-типологические характеристики (приемы расщепления, орудийный набор, диапазон используемого сырья) практически идентичны характеристикам предшествующей докерамической культуры Лас-Вегас.
В нижних горизонтах и в «материке» были прослежены многочисленные ямки от столбовых конструкций наземных жилищ, а также несколько комплексов с терочными плитками и курантами. Из других находок следует отметить серию антропоморфных фигурок из камня и керамики (Ил. 7), инструменты и украшения из раковин, а также четыре погребения (все мужские), одно из которых представлено полным костяком, а три — фрагментами скелетов (вторичные погребения) (Ил. 8; 9) [Tabarev et al. 2021].
Самые важные находки были сделаны на компактном участке северо-восточной прирезки на контакте раннекерамического и бескерамического горизонтов (на глубине 80–90 см). Речь идет о серии фрагментов (ок. 30 единиц) принципиально иной керамической традиции — так называемой Сан-Педро (ранее отмеченной единичными находками на других памятниках культуры Вальдивия) [Bischof, Viteri 1972; 2006], из части которых в лабораторных условиях удалось собрать практически половину сосуда. На нескольких фрагментах придонной части сосуда сохранились четкие остатки нагара, которые были продатированы методом AMS. Полученные даты свидетельствуют, что возраст керамики Сан-Педро (4640±20 л. н.) несколько древнее основного (ранневальдивийского) керамического комплекса на этом участке памятника Реаль-Альто (4620–4450 л. н.) [Kanomata et al. 2019].
Эти результаты позволили сформулировать гипотезу о том, что на переходе от охотничье-собирательской модели экономики к раннеземледельческой на территории полуострова Санта-Элена могли существовать несколько раннекерамических традиций (Вальдивия, Сан-Педро) (Ил. 10), отличающихся как по технологии обжига (окислительный и восстановительный процессы), так и по принадлежности к разным группам населения — местной (прибрежной) и пришлой (с континентальной части) [Табарев и др. 2018].

Ил. 10. Реаль-Альто. Керамика Сан-Педро.
Фото: © Архив Российской археологической экспедиции в Южной Америке
Литература
Попов и др. 2016 — Попов А. Н., Табарев А. В., Маркос Х. Г., Лазин Б. В., Васильева Л. Е. Археологические исследования на памятнике Реаль-Альто в 2014–2015 гг. // Д. Л. Бродянскому — 80. Тихоокеанская археология. 2016. Вып. 38. С. 187–206. Табарев и др. 2015а — Табарев А. В., Маркос Х. Г., Попов А. Н. Штурм Королевских холмов. Русская археологическая экспедиция в Эквадоре // Наука из первых рук. 2015а. № 2 (62). С. 112–125. Табарев и др. 2015б — Табарев А. В., Маркос Х. Г., Попов А. Н. Совсем не «печальные» тропики: Российская археологическая экспедиция в Эквадоре // Наука из первых рук. 2015б. № 5–6. С. 156–171. Табарев и др. 2018 — Табарев А. В., Попов А. Н., Лазин Б. В., Гаврилина Т. А. Первая российская археологическая экспедиция в Южной Америке: предварительные результаты раскопок в Эквадоре в 2014–2015, 2017 гг. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2018. № 4 (46). С. 5–13. Bischof, Viteri 1972 — Bischof H., Viteri G. J. Pre-Valdivia occupations on the southwest coast of Ecuador // American Antiquity. 1972. Vol. 37 (4). P. 548–551. Bischof, Viteri 2006 — Bischof H., Viteri G. J. Entre Vegas y Valdivia: la fase San Pedro en el suroeste del Ecuador // Bulletin de l’Institut Français d’Études Andines. 2006. Vol. 35 (3). P. 361–376. Damp, Vargas 1995 — Damp J. E., Vargas S. L. P. The many faces of Early Valdivia Ceramics // The emergence of pottery. Technology and innovation in ancient societies / ed. by W. K. Barnett, J. W. Hoopes. Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1995. P. 157–168. Estrada 1956 — Estrada E. Valdivia: Un sitio arqueológico formative en la costa de la Provincia del Guayas, Ecuador. Guayaquil: Museo Víctor Emilio Estrada, 1956. (Publication №1). Hill 1972–1974 — Hill B. D. A new chronology of the Valdivia ceramic complex from the coastal zone of Guayas Province, Ecuador // Ñawpa Pacha, 1972–1974. Vol. 10–12. P. 1–32. Kanomata et al. 2019 — Kanomata Y., Marcos J., Popov A., Lazin B., Tabarev A. New data on Early Pottery Traditions in South America: the San Pedro complex, Ecuador // Antiquity. 2019. Vol. 93. Iss. 369. e. 17. P. 1–6. Kanomata et al. 2019 — Kanomata Y., Tabarev A. V., Popov A. N., Lazin B. V., Marcos J. G. Flake tool functions in Early Ceramic Culture at the Real Alto Site in Coastal Ecuador // Bulletin of Tohoku University Museum. 2019. № 18. P. 11–29. Lathrap et al. 1977 — Lathrap D., Marcos J. G., Zeidler J. Real Alto: An ancient ceremonial center // Archaeology. 1977. Vol. 30. P. 2–13. Marcos 2003 — Marcos J. G. A reassessment of the Ecuadorian Formative // Archaeology of Formative Ecuador. A symposium at Dumbarton Oaks, 7 and 8 de October 1995 / ed. by J. S. Raymond, R. L. Burger. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2003. P. 7–32. Marcos 2015 — Marcos J. G. Un sitio llamado Real Alto. Quito: Universidad Internacional del Ecuador, 2015. Tabarev et al. 2016 — Tabarev A. V., Kanomata Y., Marcos J. G., Popov A. N., Lazin B. V. Insights into the Earliest Formative Period of Coastal Ecuador: new evidence and radiocarbon dates from the Real Alto Site // Radiocarbon. 2016. Vol. 58. № 2. P. 323–330. Tabarev et al. 2019 — Tabarev A. V., Popov A. N., Marcos J. G., Kanomata Y. New excavations at Real Alto Site, Valdivia Culture: Joint Russian-Japanese-Ecuadorian Project, 2014–2015 // Tambo. Boletin de Arqueologia. The Latest Results of American Studies. 2019. № 4. P. 247–272. Tabarev et al. 2021 — Tabarev A. V., Kanomata Y., Popov A. N., Poshekhonova O. E., Zubova A. V. Towards the characteristics of Early Formative, Coastal Ecuador: Joint Russian-Japanese–Ecuadorian excavations at Real Alto site in 2014–2017 // Valdivia, una Sociedad Neolítica: Nuevos aportes a su conocimiento. Portoviejo: Ediciones UTM. Universidad Técnica de Manabí, 2021. P. 64–97.